Если Вы находитесь на стадии знакомства с ребёнком, то необходимо узнать о ребенке как можно больше: о его прошлом, родителях, о нем самом (поведение, вкусы, привычки). Чем больше информации Вам удастся собрать, тем больше будет у Вас шансов для успешного начала новой этапа семейной жизни, тем увереннее вы будете чувствовать себя в роли родителей. Конечно, узнать буквально все вам не удастся, но любая полученная информация поможет вам подготовиться к решению имеющихся и избежать некоторых новых проблем.
Обязательно поговорите не только с руководителями учреждения, но и с медицинскими работниками:
- узнайте у них анамнез ребенка — сведения о том, как протекала беременность матери, какой она была по счету, какие были последствия предыдущих беременностей;
- наблюдалась ли она у гинеколога;
- с каким весом, ростом родился ребенок, были ли какие-либо осложнения во время беременности и родов, как развивался ребенок на первом и в последующие годы;
- чем болел ребенок за эти годы и как лечился;
- сделаны ли прививки, есть ли аллергические реакции.
Обычно эти сведения очень скудны и в деле ребенка имеется информация о состоянии его здоровья только с момента поступления в приют, Дом ребёнка или другое детское учреждение.
Опросите социальных работников, специалистов опеки, постарайтесь узнать сведения о происхождении ребёнка, включая:
- сведения, удостоверяющие личность и происхождение ребёнка, по возможности подтверждённые документально;
- юридическо-правовой статус ребёнка;
- расовое/этническое происхождение и религию;
- когда и при каких обстоятельствах ребенок попал в учреждение, исчерпывающие причины, почему ребёнок был брошен или от него отказались, каково было его положение в семье;
- подробную хронологию истории его размещений с датами и причинами переселений;
- где он раньше жил и кто о нем заботился;
- живы ли родители, бабушки, дедушки, есть братья и сестры, другие родственники, общается ли ребенок с ними;
- отношение к нему родственников;
- сделайте фотографию ребёнка.
Обязательно поговорите с воспитателями группы, в которой находится ребенок, и поинтересуйтесь у них:
- каков распорядок дня в учреждении;
- какая у него любимая и нелюбимая еда;
- какими именами называли ребёнка, и кем они были даны;
- какими навыками самообслуживания ребенок обладает;
- есть ли конкретные потребности, трудности, опасения;
- возникают ли проблемы со сном, трудности с укладыванием спать или подъёмом;
- как ведет себя ребенок в группе, есть ли у него привязанности, друзья, кто они;
- что делает ребенок, когда он расстроен, сердит или испуган;
- как ребенку нравится, чтобы его утешали, как откликается на ласку;
- есть ли особые способности, навыки, таланты;
- каковы достижения ребенка за время пребывания в учреждении;
- его любимые игры, книги, игрушки, иные пристрастия;
- имеются ли отзывы, характеристики из детского сада, школы, и других учреждений, которые посещает ребенок.
Если вы уже утвердились в желании усыновить ребенка, все же не спешите — еще раз взвесьте все «за» и «против». Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет, полностью ли вашим является такое решение. Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться. Чтобы определиться, подходит вам ребенок или нет, вы можете взять его в гости на каникулы. Никто не осудит вас, если вы откажетесь, почувствовав себя пока не полностью готовыми к такому шагу. Но многие осудят, если вы не сумеете удержаться на этой нравственной высоте.